Сегодня необычная тема и по названию вы, думаю, вряд ли догадываетесь, о чем пойдет речь. Дело в том, что недавно столкнулся с очень интересной ситуацией и хотел бы поделиться своим решением, ну а вы сможете покритиковать и может быть предложить что-то лучшее.
Давайте представим такую ситуацию.
Имеется электрический щит (назовем ЩР), который нужно подключить двумя кабельными линиями, т.е. 2 ввода. Это может быть как щит 2-й категории электроснабжения, так и просто пожелание заказчика для повышения надежности электроснабжения.
Вроде бы ничего необычного. Однако, один кабель пусть приходит с внешних сетей от трансформаторной подстанции, т.е. кабель 4-х жильный (L1, L2, L3, PEN), второй кабель – от ВРУ здания, где выполнено разделение PEN-проводника на PE и N, т.е. кабель 5-ти жильный (L1, L2, L3, N, PE).
И вот здесь возникает самое интересно: как соединить две разные системы заземления в одном щите?
Проблема в том, что у нас уже сделано разделение и объединять N с PE в щите ЩР запрещено, т.е. между шинами N и PE не должно быть перемычки. А вот при питании от ТП, от которой приходит 4-х жильный кабель, между шинами N и PE в щите ЩР нужно установить перемычку.
Какое я нашел решение? Вот собственно схема, которую предлагаю в подобных ситуациях:
В данной схеме используется четырех-полюсный рубильник-переключатель. Если токи не превышают 63А, то можно применить и обычный модульный переключатель. В предложенной схеме 4-й полюс переключателя коммутирует перемычку между шинами N и PE.
В схемах с переключением с одного ввода на другой крайне редко используют четырех-полюсные переключатели. Однако, согласно ГОСТ Р 50571-4-44-2011 (Электроустановки низковольтные. Часть 4-44. Требования по обеспечению безопасности. Защита от отклонений напряжения и электромагнитных помех):
Единственный момент, который меня смущает в данной схеме, это то, что в перемычке установлен коммутационный аппарат, а если следовать ПУЭ:
Во всех случаях в цепях РЕ и PEN проводников запрещается иметь коммутирующие контактные и бесконтактные элементы.
Допускаются соединения, которые могут быть разобраны при помощи инструмента, а также специально предназначенные для этих целей соединители.
Но, я считаю, что перемычку между шинами нужно относить к нулевому проводу, а не к защитному. По большому счету в нормативных документах нет каких-либо особых требований по выполнению перемычки между шинами N и PE, поэтому данная схема имеет право на существование.
Как вы считаете, схема соответствует всем нормам и требованиям? Какие есть другие варианты решения данной задачи?